Учебный портал по поддержке внедрения и использования ПСПО в учебном процессе

Справка: Найти (new window)
Нифакин Н.Н., учитель информатики МОУ СОШ №6 г. Апатиты, поделился опытом внедрения ПСПО в своей школе, рассказал об успехах и проблемах, с которыми ему приходится сталкиваться в повседневной работе.
Вторник 14 Декабрь 2010, 17:04

В 2008 году на сайте фирмы «Армада», осуществляющей выполнение госконтракта по проекту внедрения ПСПО, можно было найти всю информацию о проекте и стать его участником, заполнив анкету и выслав письменное заявление по почте. В ответ заявителю высылался ПСПО в «коробочной» версии. Рассылка осуществлялась до января 2009 года, после чего ПСПО можно было только скачать с сайта. Чуть позже пакет был разослан в комплекте СБППО «Первая ПОмощь 2.0».

Школа №6 г.Апатиты в 2008 году присоединилась к проекту апробации ПСПО и получила коробку с программами и документацией. С того момента и начался трудоемкий процесс внедрения СПО. Апробация происходила на ПК компьютерного класса и заключалась в установке и тестировании ПСПО сначала на отдельном компьютере, позже на всём компьютерном классе, а также нескольких компьютерах учителей.

Какие сложности возникали в процессе внедрения:

*практически полное отсутствие опыта работы с ОС Линукс;

*нехватка доступной и понятной информации, полное отсутствие печатной продукции;

*неполноценная техническая поддержка со стороны компании поставщика услуги;

*консервативно настроенное сознание учителей и обучающихся, участвующих в эксперименте;

*огромное количество недоработок в программах, входящих в ПСПО;

*другие объективно-субъективные факторы.

С сентября 2010 года полностью переведен на Linux компьютерный класс школы, используется дистрибутив Ubuntu. Среди множества испробованных версий Линукса именно этот оказался наиболее совместим с оборудованием, не вызвал проблем с настройкой, установкой приложений, привлек особенной дружественностью.

Состав приложений, входящих в дистрибутив, установленных с помощью Центра приложений или иным способом, оказался достаточным для решения основных задач компьютерного класса. Основным офисным пакетом был выбран OpenOffice.org, а вкачестве легковесных альтернатив — AbiWord и Gnumeric. Программами для работы с графикой стали GIMP и Inkscape. Для изучения программирования спектр приложений оказался очень широк, порадовала возможность установки учебных исполнителей: Kturtle, Кумир, Scratch. Поддержка традиционных для школ языков Паскаль и Бейсик оказалась возможной благодаря системам программирования FreePascal и Basic-256. Для объектно-ориентированного программирования подошел Lazarus—аналог Delphi. Богатый набор инструментов для работы в интернете, наличие несложных средств обработки звука и видео, присутствие кодеков, поддержка множества архивов, мультимедийных форматов―всё это позволило убедиться в правильности выбора. Установка и настройка специфичных программных продуктов вызвала некоторые затруднения. Но, тем не менее, такие важные для школы продукты как iTALC (средство удаленного управления компьютерным классом), Cuneiform (система распознавания сканированного текста) и некоторые другие все таки заработали.

Итогом такого внедрения стал работающий на платформе Ubuntu компьютерный класс, который решает весь спектр задач, выполнявшихся ранее под управлением ОС Windows Технические характеристики моего оборудования: P-D 3ГГц, 1024 RAM, HDD 250Гб, видео ATI 256 Мб (учительский ПК), P-IV 2,4ГГц, 256 RAM, HDD 40Гб, звук, видео, LAN встроенные (14 ученических ПК). Считаю, что функционал СПО на базе ОС Линукс достаточен для решения всех задач кабинета для проведения уроков информатики. Предполагаю, что СПО, установленное на ПК учителей и административного персонала, способно решать большинство задач, решаемых там.

Думаю, процесс внедрения СПО в школе №6 находится еще далеко не в завершающей стадии. Остается нерешенной масса проблем, поэтому «отсрочка», которую предоставляет нам регион в 2011 году, дает надежду на планомерное и четкое завершение процесса апробации.

В целом я уверен в реальных перспективах СПО в школах. 31декабря 2010 года заканчивается действие пакета «Первая ПОмощь». В конце 2011 года закончится и действие лицензий на пакет программ, приобретенных для образования регионом.

Какие действия необходимо предпринять ОУ в целях безболезненного перехода на СПО:

1.Выявить реальную потребность пользователей ПК в школе в базовой платформе и прикладных программах в настоящее время и в перспективе, при этом рекомендую придерживаться принципа разумной достаточности.

2.Проанализировать состав имеющихся программ и лицензий, определить их правовой статус.

3.Вести разумную политику в области приобретения компьютерного оборудования, прикладных программ, в том числе образовательных.

4.Активно включиться в процесс внедрения СПО в своем ОУ.

Тем, кто ещё не начал процесс внедрения СПО, но планирует заняться этим, рекомендую следующее:

*запастись набором дистрибутивов, подбирая их по описаниям, аппаратным требованиям, отзывам (кроме ALT Linux советую уже проверенные Mandriva, Debian, Fedora, Ubuntu, PuppyRus);

*ставить их, запускать, пробовать работать, проверять на жизнеспособность и пригодность (при этом можно не удалять уже установленную ОС, достаточно в конце одного из разделов диска при установке Линукса выделить необходимый объём памяти, а в процессе установки настроить загрузчик на выбор той или иной загружаемой системы);

*наладить контакт со знакомыми, имеющими опыт работы с Unix -системами (наверняка, в вашем городе есть даже сообщество таких людей, обратитесь к ним за помощью);

*задавать вопросы в техподдержку на сайте spohelp.ru, писать, звонить представительствам производителей оборудования, с установкой которого возникли проблемы.

Делать это нужно уже сегодня, сейчас, не откладывая на потом.

Свой опыт внедрения СПО отражаю в сети в созданном для этих целей сообществе на педагогическом портале «Открытый класс» (openclass.ru/node/45854). Всех заинтересованных лиц приглашаю к участию в совместном развитии сообщества, считаю, что хороший, грамотный, доступно написанный информационный ресурс способен оказать бесценную помощь для внедренцев в школах.