Учебный портал по поддержке внедрения и использования ПСПО в учебном процессе

Справка: Найти (new window)
Подробнее о школьном СПО-проекте
Понедельник 28 Декабрь 2009, 12:16

Учитывая большой интерес к работам, выполняемым в рамках программы внедрению пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в российских образовательных учреждениях, мы размещаем дополнительную информацию, которую компании группы АйТи предоставили в ответах на вопросы корреспондента CNews.

На вопросы по лотам 1 и 2 отвечал генеральный директор компании PingWin Software Дмитрий Комиссаров, по лоту № 3 — ректор Академии АйТи Игорь Морозов.

По лоту № 1

Cnews: Из приглашения к конкурсу, постановки задачи. Ввод в эксплуатацию репозитория ПСПО, обеспечивающего возможность коллективной разработки и тестирования свободного программного обеспечения. – Есть ли статистика использования репозитория? Сколько продуктов сейчас в нем находится? Сколько всего участников сообщества?

Дмитрий Комиссаров: Статистика использования, безусловно, есть. В качестве еженедельных отчетов заказчику предоставляется информация о количестве загруженных из репозитория дистрибутивов. Наибольшим спросом пользуются дистрибутивы: Линукс Мастер (более 5 тыс. загрузок), Школьный сервер (более 2,5 тыс. загрузок) и Легкий Линукс (более 1,5 тыс. загрузок).

В основном репозитории размещены пакеты с исходными кодами, исполняемые пакеты и пакеты с документацией, а также законченные дистрибутивные решения: Легкий Линукс, Линукс Юниор, Линукс Мастер, Школьный сервер, Терминальный Линукс, а также ПО для распознавания текстов (CuneiForm) и ПО для управления школой (1С:ХроноГраф Школа). Всего в репозитории находятся более 20 тыс. файлов.

В сообществе разработчиков насчитывается более 40 человек с опытом разработки СПО-решений.

- Повышение качества существующих дистрибутивов и обеспечение поддержки 3-го уровня с использованием репозитория (поддержка уровня разработки). – Каковы основные изменения в дистрибутивах? По репозиторию разработчиков вопросы, аналогичные первому пункту, – есть ли статистика, сколько в нем сейчас продуктов и пользователей?

Основные изменения, сделанные в дистрибутивах, входящих в репозиторий ПСПО и разосланных по образовательным учреждениям РФ в 2009 году, касаются исправления ошибок безопасности – исправлено несколько критических и некритических замечаний по безопасности. Также были внесены различные улучшения, повышающие интероперабельность дистрибутивов.

Сообществом разработчиков проводится анализ существующего репозитория ПСПО и сборка новых пакетов с целью предоставления современных версий программ, входящих в школьные дистрибутивы.

Сообщество работает с основным репозиторием ПСПО, анализируя его на возможные ошибки и дополнения. Вероятно, под репозиторием разработчиков вы имели ввиду объявленную нами акцию по созданию расширенного репозитория, в котором планируется размещение других дистрибутивов Linux и прикладного ПО на основе СПО. Данный репозиторий пока не вышел из стадии бета-тестирования, поэтому какой-либо статистики не ведется. На включение в этот репозиторий было отправлено несколько заявок, которые переданы на рассмотрение Общественного Наблюдательного Совета. Как только данный репозиторий будет готов, мы предоставим к нему свободный доступ.

- И еще об эмуляторе Windows – Это правда, что вместо версии Wine, разработанного «Этерсофт», вы взяли другой эмулятор, бесплатный, и установка сильно усложнилась? Т.е. если раньше был один установочный файл, то теперь целая процедура?

- Решение от компании «Этерсофт» является коммерческим и закрытым. С целью обеспечения функционирования ПО для управления школой нами была использована свободная версия WINE, разрабатываемая сообществом. В связи некоторыми изменениями в программном коде усложнилась процедура установки. Мы хотели бы выразить благодарность всем коллегам, помогавшим в решении проблем с установкой 1С: ХроноГраф Школа. На основании полученных замечаний и рекомендаций мы упростили процесс установки. На портале www.spohelp.ru размещена инструкция, которая позволяет даже неквалифицированному пользователю выполнить эту процедуру. С технической точки зрения установка представляет собой последовательный запуск двух скриптов, и только после этого требуется участие пользователя для выбора вариантов установки и ввода персональных данных.

По лоту № 2

- Разработка, информационное наполнение и ввод в эксплуатацию комплексной информационной системы поддержки внедрения ПСПО – Создана ли социальная сеть учителей, занимающихся внедрением СПО в школах? По-моему, она должна была появиться. Дайте URL, пожалуйста.

- Мы обеспечили технологическую возможность создания социальной сети среди сотрудников образовательных учреждений РФ. Каждый пользователь портала информационно-технической поддержки www.spohelp.ru имеет возможность создавать свои страницы, фотоальбомы, объединяться в группы, заводить друзей. Основная активность сейчас наблюдается на форуме портала. Пользователи делятся собственным опытом по установке и использованию в образовании дистрибутивов, входящих в репозиторий ПСПО.

- Техническая и методическая поддержка пользователей в ОУ РФ по вопросам внедрения и использования ПСПО – Здесь только удаленные обращения, правильно я понимаю? Есть статистика по поддержке?

- Техническая и методическая поддержка пользователей осуществляется круглосуточно по телефону (звонки по России бесплатные), по электронной почте, а также, для зарегистрированных пользователей, — через веб-форму на портале www.spohelp.ru. Поддержка пользователей делится на три уровня. Первый уровень поддержки обеспечивает быструю реакцию на типовые запросы пользователей. В основном эти вопросы касаются нюансов установки и настройки школьных дистрибутивов. Второй уровень занимается решением более сложных вопросов, требующих интерактивного общения с пользователем. Например, часто для решения проблем с установкой периферийного оборудования необходима информация об этом оборудовании, а также информация из файлов, протоколирующих процесс установки.

Третий уровень поддержки – уровень разработки. На этом уровне вносятся изменения в программный код, исправляются критические замечания, а также улучшается интерфейс и документация.

В зависимости от дня недели регистрируется от 10 до 30 обращений в службу технической поддержки пользователей ПСПО. Если экстраполировать статистику, собранную за полтора месяца функционирования портала, то можно прогнозировать среднее количество обращений к июню 2010 года на уровне 100-150 обращений в неделю. На первом уровне решается более 15% вопросов, на втором – более 80% и лишь незначительное их число доходит до третьего уровеня.

В основном вопросы носят специфический характер, поэтому их решением занимается вторая линия поддержки.

Наиболее задаваемые вопросы:

1. Установка Linux в качестве 2-й операционной системы.

2. Проблемы при установке и первом запуске — вопросы разбиения дисков, создание логинов и т.д.

3. Работа с периферийными устройствами: совместимость, наличие драйверов и т.д.

- Обеспечение совместимости ПСПО с образовательными продуктами нового поколения – Кстати, планируется ли использовать электронные учебные модули (ЭУМ)? Если да, то когда?

- В рамках обеспечения совместимости мы провели тестирование ОМС-плеера, а также более 23 тыс. ЭУМ, размещенных во ФЦИОР.

Все замечания и рекомендации по улучшению и модификации ОМС-плеера переданы в Федеральное агентство по образованию. Насколько нам известно, данные рекомендации будут учтены разработчиком ОМС-плеера, и доработанное решение должно появиться в первой половине 2010 года.

По 3 лоту

- Удалось ли обучить планируемое число учителей очно и удаленно? Сколько обучились обоими способами? Получили ли сертификаты прошедшие курсы специалисты?

Игорь Морозов: Задачу, связанную с обучением, удалось выполнить в полном объеме. Было подготовлено по программам повышения квалификации с выдачей удостоверения государственного образца более 7,5 тыс. специалистов сферы образования. На портале электронного обучения зарегистрировано более 77 тыс. человек. Посещаемость портала www.pspo.it.ru, посвященного обучению, с момента его запуска 25 октября стремительно росла и достигла к концу ноября показателя 50 тыс. подключений ежедневно. Возможность пройти обучение на портале www.pspo.it.ru сохранится и в следующем году. Мы считаем, это будет полезно с точки зрения повторения материала, его лучшего усвоения. На портале www.pspo.it.ru работает форум, где у всех обучающихся есть возможность внести свои предложения по улучшению содержания курсов, задать интересующие вопросы. В рамках сессий очного тестирования проводилась проверка знаний, по результатам которой всем успешно прошедшим тестирование были выписаны подтверждающие свидетельства. Рассылка удостоверений о повышении квалификации и свидетельств о прохождении очной аттестации будет проведена после выверки всех реестров. Следует отметить, несмотря на то, что общее количество слушателей, прошедших очную аттестацию, превышает 60 тыс., в силу объективных причин (эпидемия гриппа, сложные погодные условия, недоступность в связи с сезонными факторами и пр.) оказалось невозможным обеспечить присутствие работников ряда школ. В связи с этим оплату за данный этап работ Академия АйТи получит не в полном объеме.

Однако, осознавая ответственность за доверенный проект и, главное, за его результаты, мы намерены продолжить обучение учителей в течение первого квартала 2010 года. И таким образом полностью выполнить поставленную перед ней задачу.

- Это правда, что при проверке знаний учителя пользовались шпаргалками, которые им выдавали чуть ли не ответственные за их обучение? Т.е. контролировали ли вы такие случаи, и, если да, то фиксировали ли использование шпаргалок?

- В рамках задачи по очной аттестации специалистов сферы образования мы провели сессии тестирования более чем в 1500 точках страны. Этапы обучения и тестирования организационно были разнесены, экзаменаторы получили четкие инструкции о порядке проведения тестов. В соответствии с принятой методологией обработка ответов производилась централизованно. Таким образом, в сферу ответственности экзаменаторов входила только организация мероприятия, но не проверка знаний, равно как и не консультации тестирующихся. О случаях использования шпаргалок нам не сообщалось, хотя мы осознаем, что современные информационно-коммуникационные технологии позволяют свободно обмениваться информацией и, следовательно, предоставляют возможности сдавать тесты нечестно. Однако стоит отметить, что большинство слушателей все-таки сдавало "на совесть", о чем свидетельствует довольно большой процент не сдавших тесты — 18%.